Как проверить дроссель мультиметром

Использование дросселей очень распространено. Но иногда с ними происходят поломки. Чтобы найти и устранить их причину, необходимо понимать, что собой представляет дроссель, как он работает и как его можно проверить.

Разновидности дросселей
Разновидности дросселей

Как работает дроссель

Эта деталь представляет собой одну из разновидностей катушек индуктивности. Её важной особенностью является высокое сопротивление при прохождении переменного тока.

При протекании тока по прямолинейному проводу вокруг него образуется магнитное поле. Его линии напряжённости представляют собой окружности, расположенные в перпендикулярной плоскости. Если намотать провод на сердечник, то магнитное поле станет выглядеть по-другому.

Магнитное поле проводника и дросселя
Магнитное поле проводника и дросселя

Важно отметить, что индуктивность имеется у любой детали, но её величина может существенно различаться. Использование катушки позволяет сделать индуктивность настолько значительной, что она будет оказывать существенное влияние на процессы, идущие в электрической цепи. Для определения индуктивности можно использовать формулу:

Формула индуктивности
Формула индуктивности

Эта формула позволяет не только рассчитать величину индуктивности, но и показывает, от каких параметров зависит искомая величина.

Как известно, в электрической цепи имеется два типа сопротивления – активное и реактивное. Последнее может быть индуктивным и ёмкостным. Активное способствует тому, что электрическая энергия преобразуется в другой вид и уходит из электрической цепи. Чаще всего это выражается в нагреве. В некоторых случаях он может быть настолько сильным, что способен расплавить металлический провод.

Реактивное сопротивление имеет другую природу. В этом случае энергия циклически преобразовывается из одного вида в другой, но из электрической цепи не уходит. Реактивное сопротивление проявляет себя только при работе с переменным током. Его циклические изменения вызывают колебания магнитного поля, которые, в свою очередь, усиливают или ослабляют электрический ток.

Внешне электромагнитный дроссель представляет собой сердечник, на который намотано большое количество витков провода. Как известно, электромагнитное поле при резком скачке тока оказывает влияние на сам проводник. При этом поле направлено противоположно изменению силы тока, но меньше его по абсолютной величине. В результате возникает тормозящее воздействие, которое сглаживает колебания.

Примеры использования дросселей

Эта деталь широко применяется в самых различных сферах. Далее приведены наиболее распространённые примеры использования.

Токоограничители

При включении лампы дневного света на короткое время возникает мощный пусковой ток. Это может создавать риск поломки устройства. Применение дросселя сглаживает ток, позволяя лампе включиться в обычном рабочем режиме.

В процессе запуска мощных электродвигателей дроссель также сглаживает пусковой ток. После того как будут набраны рабочие обороты, он отключается и перестаёт влиять на дальнейшую работу мотора.

Фильтры сглаживания

Использование дросселей помогает сгладить переменный ток. Они обеспечивают стабильность работы устройств. Примером такого использования могут быть служить утолщения в виде небольших бочонков на кабеле для USB.

Схема использования дросселя для сглаживания пульсаций
Схема использования дросселя для сглаживания пульсаций

Дроссели насыщения

Они состоят из двух обмоток, одна из которой является рабочей, а другая – управляющей. Такие дроссели позволяют проводить регулировку индуктивного сопротивления контура при необходимости. Они применяются в стабилизаторах напряжения и магнитных усилителях.

Резонансные контуры

Если соединить в одной цепи индуктивную катушку и конденсатор, то можно получить колебательный контур. Его резонансная частота зависит от параметров деталей. На ней реактивное сопротивление контура будет минимальным. Таким образом можно получать фильтры, которые пропускают одни частоты и демонстрируют высокое сопротивление для других.

Защита от помех

Высокое индуктивное сопротивление позволяет построить защиту от помех. В результате применения дросселя импульсы, вызываемые ими, будут в значительной степени погашаться. Для этой цели, например, применяются безвитковые дроссели. Эта деталь представляет собой провод, проходящий через ферритовый цилиндр или кольцо. Его особенностью является низкое сопротивление на малых частотах и высокое на больших. Последняя особенность позволяет блокировать воздействие высокочастотных помех.

Использование дросселя в конструкции люминесцентной лампы

Люминесцентная лампа – это энергосберегающий осветительный прибор. Принцип работы состоит в следующем: из стеклянной колбы светильника удаляется воздух и закачивается инертный газ. Внутрь помещается небольшая капелька ртути. Для работы достаточно 30 мг вещества. Оттенок света люминесцентной лампы определяется используемым газовым составом.

Внешний вид и электросхема лампы дневного света
Внешний вид и электросхема лампы дневного света

На каждом торце светильника имеется по два входа. Внутри между ними с каждой стороны имеются спиральные нити накаливания. Стеклянная колба лампы изнутри покрыта слоем люминофора.

Устройство люминесцентной лампы
Устройство люминесцентной лампы

Изделия могут иметь различные формы и размеры, однако принцип действия при этом меняться не будет. Включается лампа с помощью пусковой схемы, важной частью которой является электромагнитный дроссель.

Дроссель применяемый в люминесцентной лампе
Дроссель, применяемый в люминесцентной лампе

Свет в колбе возникает вследствие регулярно появляющихся разрядов. Дроссель при этом выполняет две функции:

  • Поддерживает правильное формирование разрядов.
  • Осуществляет коррекцию тока при возникновении такой необходимости.

При работе создаются импульсные разряды. Дроссель сдерживает пусковой ток и позволяет дождаться разогрева нитей накаливания. Затем проходит пиковое напряжение и осуществляется разряд. Использование дросселя предохраняет вольфрамовые нити накаливания от перегорания. Разряд создаёт ультрафиолетовое свечение. Оно преобразуется в обычное слоем люминофора, которым покрыта стеклянная колба изнутри.

Использование дросселя в люминесцентной лампе
Использование дросселя в люминесцентной лампе

Признаки неисправности

Люминесцентная лампа может качественно работать на протяжении многих лет. Но со временем все же могут появиться признаки, сигнализирующие о проблемах. О неисправности дросселя можно судить по возникновению следующих ситуаций:

  • Лампа начинает громко гудеть, иногда слышится дребезжание.
  • Процесс зажигания проходит нормально, но вскоре после этого лампа гаснет.
  • Происходит перегрев осветительного прибора.
  • Можно наблюдать сильное мерцание.
  • Визуально после включения в колбе видны движущиеся световые змейки.

При наличии хотя бы одного из этих признаков неисправности, нужно знать, как можно проверить дроссель мультиметром.

Виды повреждений дросселя

Проверяя дроссель на исправность, надо принимать во внимание следующее:

  • Обрыв провода приводит к тому, что ток через катушку проходить не будет.
  • В некоторых дросселях имеется только одна обмотка, но существуют разновидности и с большим их числом. Если происходит замыкание между обмотками, то дроссель не будет нормально функционировать.
  • Иногда замыкание происходит между соседними витками в одной обмотке.
  • Возможна неисправность магнитопровода.
  • В некоторых случаях происходит пробой на корпус.

Наиболее частой причиной повреждений является износ защитного слоя провода или его перегорание. При обнаружении неисправности можно сделать замену детали или произвести ее ремонт.

Как выполняется проверка дросселя

Для этой цели удобно использовать мультиметр. В некоторых моделях присутствует режим непосредственного изменения индуктивности. Поэтому перед тем как проверить дроссель лампы дневного света мультиметром, нужно установить его в режим работы с индуктивностью.

Далее необходимо выбрать подходящий диапазон измерений. Он определяется на основе величины ожидаемого значения индуктивности. Подойдёт тот диапазон, максимальное значение которого будет больше предполагаемого. Если таких несколько, нужно использовать меньший из них.

Затем красный и чёрный щупы следует подключить к концам провода, намотанного на катушку. В результате значение индуктивности будет отображено на дисплее. При наличии технической документации полученный результат можно сравнить с тем, который должен быть.

Для проверки также можно использовать модели, в которых не предусмотрено непосредственное измерение индуктивности. В этом случае потребуется измерять сопротивление. При проведении такой проверки необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Установить мультиметр в режим измерения сопротивления.
  2. Правильно выставить измеряемый диапазон. Поскольку речь идёт о сопротивлении металлического провода, то лучше начать с меньшего диапазона.
  3. Красным и чёрным щупом проверить концы намотанного на катушку провода.
  4. Если сопротивление равно бесконечности, то это означает, что в проводе имеется обрыв.
  5. Если оно значительно меньше ожидаемого или нулевое, то возможно межвитковое замыкание.
  6. Если сопротивление не отличается от ожидаемого, дроссель можно считать исправным.

При осуществлении проверки нужно следить за тем, чтобы щупы не прикасались к человеческому телу. Если это требование нарушить, то проверяющий получит сопротивление своего тела, а не провода катушки.

Проверку наличия обрыва также можно выполнить с помощью мультиметра:

  1. Прибор переключают в режим проведения прозвонки.
  2. Чёрным и красным щупами прикасаются к концам провода, намотанного на катушку. Если контакт имеется, прозвучит звуковой сигнал. В противном случае можно будет сделать вывод о наличии обрыва.

Чтобы убедиться в исправности изделия, также необходимо сделать проверку на пробой на корпус.

Проверка на пробой на корпус
Проверка на пробой на корпус

Процедура выполняется таким образом:

  1. Мультиметром прозваниваем дроссель. Для этого одним щупом прикасаемся к проводу дросселя, а другим – к его корпусу.
  2. Если звучит звуковой сигнал, это означает, что между катушкой и корпусом имеется контакт. Наличие пробоя говорит о неисправности дросселя. Если сигнала нет, то рассматриваемая проблема отсутствует.
  3. После прозвонки надо установить режим проверки сопротивления. Диапазон измерения рекомендуется выбрать минимальный.
  4. В зависимости от величины полученного сопротивления можно не только убедиться в наличии неисправности, но и приблизительно определить место пробоя. Если было показано полное сопротивление катушки, то пробой находится рядом с положением второго щупа. В том случае, когда оно практически равно нулю, то рядом с первым. При наличии промежуточного сопротивления аналогичным образом можно сделать вывод о расположении соответствующей точки.

Иногда нужно найти место, где находится неисправность. В этом случае надо временно поставить заведомо исправную лампу. Если она не будет работать, значит, дело в дросселе. Но перед тем как прозвонить, следует осмотреть его. Визуально можно заметить следующие дефекты:

  • На корпусе дросселя наблюдается почернение.
  • Имеются явные следы перегрева проводов.
  • На корпусе видно вздутие.

При наличии таких признаков имеет смысл провести более подробную диагностику или заменить проверяемый дроссель на исправный.

Иногда причиной проблемы могут стать плохие контакты между лампой и патроном. Они со временем теряют свою работоспособность из-за окисления или загрязнения. В такой ситуации их следует почистить. Для этого можно, например, использовать ластик, мелкую шкурку или аналогичные средства.

Если предстоит проверить несколько люминесцентных ламп, это можно сделать путём создания несложного испытательного стенда. На изображении показана его схема.

Схема тестирования
Схема тестирования

Цепь подключается к сети электропитания с напряжением 220 В. К дросселю последовательно подсоединяется лампа накаливания. После замыкания цепи возможны следующие ситуации:

  • Лампа горит вполнакала. В этом случае можно сделать вывод об исправности дросселя.
  • Она горит ярко. Такое возможно в том случае, если активное сопротивление дросселя снижено. Это говорит о наличии межвиткового замыкания.
  • Лампочка не загорается, что свидетельствует о наличии обрыва провода. Это может быть следствием перегорания провода. В таком случае ещё одним сигналом о повреждении может стать неприятный запах.

С помощью такой простой схемы можно сделать вывод о степени работоспособности дросселя за минимальное время.

Проверка электронного дросселя

В светильниках нового поколения используется электронный дроссель или ЭПРА, что расшифровывается как электронная пускорегулирующая аппаратура. Такой дроссель не похож на катушку индуктивности. Он состоит из множества электронных компонентов, напаянных на плату и помещенных в один корпус. Поэтому прозвонить мультиметром два конца у электронного устройства не получится. Придется последовательно проверять все элементы схемы.

Так выглядит электронный дроссель
Так выглядит электронный дроссель

Сначала рекомендуется протестировать предохранитель, затем следует внимательно осмотреть все места пайки. Контакт мог пропасть из-за того, что отвалились какие-то ножки. Далее проверяются конденсаторы, диоды и транзисторы. Это делается с помощью мультиметра, установленного в соответствующий режим измерения.

Существует множество электрических схем, в которых применяются дроссели. Однако во всех случаях типовые неисправности выглядят похожим образом. Воспользовавшись приведёнными способами, можно найти причину проблемы или убедиться в исправности дросселя.

Видео по теме

Adblock
detector